ЗАМЫСЕЛ

ЗАМЫСЕЛ — не всегда осознанное мыслительное движение художника слова, творческий набросок, как правило, зафиксированный на бумаге, первоначальная общая схема будущего произведения. Замысел является не только самой первой ступенью творческого акта писателя, с попытки его рассмотрения обычно начинается изучение творческой истории произведения. Замысел может созревать и реализовываться постепенно, может вырасти из конкретного образа, той или иной сцены или появиться под влиянием какой-либо идеи. Важно, что знание замысла помогает точнее и глубже раскрыть и по-настоящему постичь смысл произведения. Замысел может непрерывно развиваться с точки зрения сюжета и фабулы, о чем неопровержимо свидетельствуют несколько редакций драмы «Маскарад» и поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова, романа Л.Н. Толстого «Война и мир», романа А. Белого «Петербург», романа Л.М. Леонова «Вор», стихотворения Ю.П. Кузнецова «Хозяин рассохшегося дома», многих других произведений русской литературы. Часто замысел может оказаться вовсе невоплощенным или воплощенным лишь частично. Так, известна обширная по изначальному замыслу повесть А.С. Пушкина «Гости съезжались на дачу», из которой до нас дошли только три небольшие главки; неоконченным остался и роман А.С. Пушкина «Рославлев». Подобных примеров в мировой литературе известно множество.