ЗАГЛАВИЕ (НАЗВАНИЕ)

ЗАГЛАВИЕ (название) — графически выделенное слово автора литературного произведения в диалоге с читателем. Разнообразие заглавий вряд ли может уступить; разножанровости и тематическому разнообразию caмих произведений. Заглавие не только помогает по стичь поэтический пафос изначальных обращени к собеседнику, но и является концентрированным воплощением-вопрошением авторской программы, с первых слов и букв объясняющих ее смысл. Являясь одной из самых сильных позиций текста, заглавие, как правило, выявляет его сущность, становится неотъемлемой частью композиции. Оно изначально приглашает читателя к интерпретации читателем сказанного автором, становится ключевым, часто символически звучащим словом или словосочетанием: «Мертвые души» у Н.В. Гоголя, «Дурак» у М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Гроза» у А.Н. Островского, «Идиот» у Ф.М. Достоевского, «Воскресение» у Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» у И.С. Тургенева, «Вишневый сад» у А.П. Чехова, «Черный человек» у С.А. Есенина, «Русский лес» у Л.Н. Леонова, «Жестокие романсы» у В.П. Астафьева.

В заглавии нередко проявляется концептуальное видение автором окружающего мира. Весьма характерными в этом смысле можно признать абсурдные по своему содержанию короткие рассказы и сцены Д.И. Хармса. Ярким примером тому могут служить следующие два рассказа:

Рыбий жир

- Слушай, Вова, как ты можешь принимать рыбий жир? Это же так не вкусно.
- А мне мама каждый раз, как я выпью ложечку рыбьего жира, дает гривенник, - сказал Вова.
- Что же ты делаешь с этим гривенником? - спросили Вову.
- А я кладу его в копилку, - сказал Вова.
- Ну, а потом что же? - спросили Вову.
- А потом, когда у меня в копилке накапливается два рубля, - сказал Вова, - то мама вынимает их из копилки и покупает мне опять бутылку рыбьего жира.

Экспромт

Как известно, у полупоэта Бориса Пастернака была собака по имени Балаган. И вот однажды, купаясь в озере, Борис Пастернак сказал столпившемуся на берегу народу:
- Вон смотрите, под осиной
Роет землю Балаган! С тех пор этот экспромт известного полупоэта сделался поговоркой.

Необходимо также заметить, что от того, насколько удачно бывает выбрано писателем название, во многом зависит судьба произведения. Потому серьезный и глубокий анализ литературных заглавий порой внятно разъясняет нравственно-поэтический потенциал словесно-художественных текстов.