СПОНДЕЙ (от греч. - возлияние) — в русском силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве случаев спондеи приходятся на начало стиха:
Мне мил мой стол, он право мне дает... (М.Ю. Лермонтов)
Скопление спондеев в подобных случаях отяжеляет ритм стиха, и читатель вынужден распределять интонационно ритм стихотворения. Примечательно, что в середине стиха, когда его ритмическая организация определилась, внеметрическое (сверхсхемное) ударение сильно деформирует размер, утяжеляя при этом стих. Поэтому спондей в середине строки является редкостью для русской поэзии. Употребляется он в данном случае обычно после ярко выраженной внутристиховой паузы:
Скучна мне оттепель: вонь, грязь -
весной я болен... (А.С. Пушкин)
После сильной паузы прерванное ритмическое движение как бы начинается опять, вследствие чего спондей хотя и вызывает ритмический перебой, все же не ломает стих.
Из русских поэтов, пожалуй, только Г.Р. Державин допускал скопление спондеев в середине стиха, что, безусловно, создавало ощущение затрудненного, как бы заторможенного ритма:
Пастушьего вблизи внимаю рога зов,
Вдали тетеревей глухое токованье,
Барашков в воздухе, в кустах свист соловьев.
Рёв крав, гром жблн и кбней ржанье.
(Барашки - бекасы; гром жолн - стук дятлов.)
Все внеметрические (сверхсхемные) ударения стоят, как правило, на односложных словах в начале стиха или, гораздо реже, после внутристиховой паузы.