СКАЗКА

СКАЗКА — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка - рассказывать - сказывать. По сути сказка - то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: «Слушаю сказки - и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

Сказка-ложь на поверку оказывается самой настоящей правдой, потому что повествует о самом важном в нашей жизни, учит быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Простые по содержанию рассказы о самых невероятных, фантастических событиях, как правило, имеют глубочайший жизненный смысл, а их нескрываемая неправдоподобность служит наиболее запоминающемуся выражению идей и поучительного смысла.

Мораль волшебной сказки всегда определяется народными представлениями о добре и зле, то есть представлениями простого народа об идеале, воплощенном в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в непримиримой борьбе со злом и несправедливостью. Волшебные сказки о змееборчестве, о мачехе и падчерице, неимоверно трудном добывании чудесных предметов получили всемирное распространение. В русских народных сказках самыми популярными стали сюжеты о трех царствах, о волшебном колечке, об Иване-дураке, о Сивке-бурке, о Василисе Премудрой, о Елене Прекрасной, о Кащее Бессмертном.

Необычайные приключения главного персонажа излагают авантюрные сказки. Герои их (солдат, купеческий сын, приказчик, шут) проявляют изобретательный и проницательный ум, невероятную находчивость, необыкновенную ловкость. К авантюрным сказкам примыкают исторические, сказки-новеллы о верной жене, о девушке-воине, о судьбе, о счастье. Самый распространенный вид сказок - сказки о животных, построенные на олицетворении разных зверей, птиц, рыб, несложные по своей композиции и, как правило, тяготеющие к диалогу. Если в мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, то в русском фольклоре - 119, из которых значительная часть не повторяется ни у одного из народов («Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух», «Терем мухи»). Многие русские сказки о животных связаны со смехом, с комическим эффектом.

Еще одна группа сказок, традиционно выделяемая в исследовательских классификациях, - бытовые (социально-бытовые). Эти сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт. По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Для русского сказочного репертуара самыми характерными являются сатирические сказки, высмеивающие бытовое поведение барина или попа. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.

Следует заметить, что единой классификации русских народных сказок по сей день не существует, но об одном уникальном явлении в этой связи невозможно не упомянуть. Совершенно особое место в репертуаре русских народных сказок занимают докучные сказки. Такие сказки создавались как шуточные и обязательно веселые... Они сочинялись прежде всего для того, чтобы отбиться от истовых ревнителей сказок в лице не только детей, но и взрослых. Эти произведения начинаются привычно-завлекательным зачином, а заканчиваются странной концовкой, когда внимательный слушатель оказывается в неожиданной растерянности. Несколько наиболее красноречивых примеров:

Вокруг кольца

Вокруг кольца
Ходили журавль да овца:
Сметали они стожок сенца -
Не сказать ли с конца?

Жили-были

Жили-были дедушка и бабушка.
У них было под окошечком озерцо. Бабушка говорит: «Дедушка, поди поставь вёршу, не попадет ли что?» Ему попали щука да елец, кривой жеребец.
И сказка вся.

Царь Ватута

Жил-был царь Ватута -
И вся сказка тута!

Сказка про белого бычка

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи». - «Ты скажи, да я скажи; да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи!» - «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

и т.д., пока не наскучит одному спрашивать, а другому отвечать.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В.А. Жуковский, П.П. Ершов, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Вс.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю.К. Олеша, A.M. Ремизов, А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, К.Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.