САТИРА

САТИРА (от лат. - смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т.д.) — особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска. Для нее характерна отчетливо выраженная отрицательная окраска изображаемого. Сформировавшись в Древнем Риме в качестве обличительного жанра лирики, в дальнейшем сатира во многом определила жанровую специфику басни, бурлеска, комедии, памфлета, сатирического романа, фельетона, эпиграммы. Эстетическое назначение сатиры - вызывать и возрождать воспоминания о таких жизненных ценностях, как доброта, истина, справедливость, красота, оскорбляемых подлостью, низостью, глупостью, пороком.

В русской литературе сатира появилась в XVII веке. «Литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире», - писал в 1859 году Н.А. Добролюбов. У истоков отечественной сатиры стоят народные произведения - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме», «Сказание о попе Савве», «Лечебник на иноземцев», «Слово о мужиках ревнивых» и др. Сатирические мотивы присутствуют и во многих фольклорных жанрах - в былинах, сказках, легендах, балладах, песнях, притчах, частушках. В них, как и в повестях, насмешкам подвергаются богатые купцы, помещики, судьи, разные тунеядцы, проходимцы, лентяи, скупцы, развратники. Родоначальником книжной сатирической поэзии является А.Д. Кантемир. Большую роль в развитии русской сатиры сыграли А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев. Сатирические образы, ставшие нарицательными, создают А.С. Грибоедов («Горе от ума»), Н.В. Гоголь («Ревизор», «Мертвые души»), А.В. Сухово-Кобылин («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Вершин мировой литературы достиг в своих сатирических произведениях М.Е. Салтыков-Щедрин. В XX столетии сатирическое начало ярко выразилось в стихотворениях и пьесах В.В. Маяковского, рассказах и повестях А.Т. Аверченко, Саши Черного, М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, драматических сказках Е.Л. Шварца, прозе Е.И. Замятина, И. Ильфа и Е. Петрова, Е.А. Попова, В.А. Пьецуха и др.