ПУТЕШЕСТВИЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ — жанр литературного произведения, в основу которого положено описание путешественником-очевидцем разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, землях, народах, осуществленное в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем. Особым видом литературного путешествия являются повествования о вымышленных или воображаемых странствиях, следующие в главных принципах построению документального путешествия. Этот жанр отличает сложное сочетание и взаимодействие документальной, словесно-художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя, чаще всего являющегося рассказчиком. Истоки литературного путешествия обнаруживаются в древности. В дальнейшем жанр активно развивался в соотнесенности с формированием и становлением географии, а также сопутствующих ей наук. В России путешествие, начиная с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина, обретает статус полноправного литературного жанра, привлекает постоянное и заинтересованное внимание читательской публики («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А.С. Пушкина, «Тарантас» В.А. Соллогуба, «Письма об Испании» В.П. Боткина, «Фрегат "Паллада"» И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «В дебрях Уссурийского края» В.К. Арсеньева, «Северный дневник» Ю.П. Казакова, «За доброй надеждой» и «Вчерашние заботы» В.И. Конецкого). Формой путешествия воспользовались М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» и Н.В. Гоголь в «Мертвых душах». Эта же форма стала объединяющей для повестей, включенных А.Г. Битовым в книгу «Семь путешествий». Приемы литературного путешествия нередко используются в фантастических и приключенческих произведениях.