ПУБЛИЦИСТИКА

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. - общественный) — прозаическое или стихотворное произведение, откликающееся на актуальные вопросы общественно-политической жизни страны, характеризующееся злободневным содержанием, предназначенное для воздействия на сознание широкого круга читателей. Прогнозируя будущее и осмысляя прошлое, публицистика прежде всего ведет разговор о настоящем, о проблемах современности. Объектом публицистики являются социальные, политические, идеологические, философские, литературно-эстетические, нравственные, религиозные, экономические, экологические, педагогические и другие вопросы.

В соответствии с проблематикой публицистика делится на следующие виды: политико-идеалогическая, философская, литературно-критическая, морально-этическая. Среди публицистических жанров выделяются корреспонденция, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, обзор, открытое письмо, рецензия. Публицистика только в исключительных случаях использует вымысел, хотя не пренебрегает догадками, гипотезами, прогнозами во имя постижения реальности. Основными составляющими серьезного публицистического текста являются факт, мнение, аргумент, проблема, концепция, вывод.

У истоков отечественной публицистики находятся «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, публицистические тексты Н.И. Новикова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. В дальнейшем русской публицистике, вне зависимости от политических и территориальных обстоятельств, были свойственны напряженные поиски истины, попытки постижения и анализа важнейших моментов жизни. «Публицистика лишь тогда имеет смысл, когда она действенна, - был убежден один из самых ярких публицистов советской эпохи В.В. Овечкин. - А бездейственность публицистики - это хуже даже полного отсутствия публицистики...»