ПОЭМА (от греч. - делаю, творю) — всякое большое многочастное или среднее по объему стихотворение. На протяжении всей истории литературы жанр претерпел существенные изменения и потому лишен формальной устойчивости. Классическая поэма представляет собой эпическое («Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте) или историко-героическое («Петр Великий» М.В. Ломоносова, «Россияда» М.М. Хераскова) произведение. От такой поэмы заметно отличаются романтические поэмы, в которых силен элемент лиризма, а по своему содержанию они ближе к жизни обыкновенной личности (поэмы А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова). Значительную роль в обновлении жанра поэмы сыграл Н.А. Некрасов, который «прозаизировал» его, ввел в содержание народную тематику (поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»); он же явился создателем первых русских лирических бессюжетных поэм («Тишина», «Рыцарь на час»). Важное место поэма занимает в творчестве представителей русского Серебряного века, а среди ярчайших достижений этого периода можно назвать «Листопад» И.А. Бунина, «Возмездие» и «Двенадцать» А.А. Блока, «Облако в штанах» В.В. Маяковского, «Черного человека» и «Анну Онегину» С.А. Есенина. Лирической поэмой можно назвать «Реквием» А.А. Ахматовой и «По праву памяти» А.Т. Твардовского, которые состоят из циклов лирических стихотворений, образующих по духу эпические произведения. Поэма широко представлена в творчестве В.А. Луговского, И.Л. Сельвинского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского, А.А. Вознесенского, С.И. Липкина, Ю.П. Кузнецова.
На все времена слово «поэма» сохранило оттенок торжественности. Не случайно «поэмой» названы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, А.С. Макаренко создал «Педагогическую поэму». Во внежанровом значении включали это слово в заглавия своих произведений В.А. Луговской («Поэма о вещах»), А.А. Ахматова («Поэма без героя»), Т.К. Зульфикаров («Поэмы странствий») и др.