ПОВЕСТЬ

ПОВЕСТЬ — эпический прозаический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом. Повесть может быть «почти романом» (например, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Вешние воды» И.С. Тургенева, «Фома Гордеев» и «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» М. Горького), а может оказаться и «почти рассказом» («Сорока-воровка» А.И. Герцена, «Ася» И.С. Тургенева, «Моя жизнь» А.П. Чехова). В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» В.Г. Белинский писал о повести: «Ее форма может вместить в себе все, что хотите - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни». Во второй половине XX века именно в жанре повести созданы лучшие произведения Ю.В. Трифонова, В.В. Быкова, С.А. Крутилина, А.И. Солженицына, Д.А. Гранина, В.Г. Распутина, В.И. Лихоносова, B.C. Маканина.

Примечательно, что некоторые поэты назвали свои поэмы повестями. В.А. Жуковский как повесть определил «Перчатку», А.С. Пушкин «петербургской повестью» назвал «Медного всадника», М.Ю. Лермонтов «восточными повестями» обозначил поэмы «Демон» и «Измаил-бей», а «Тамбовскую казначейшу» нарек «современной повестью». Авторское наименование «повесть в стихах» встречается в русской советской поэзии XX столетия (например, поэмы Н.Н. Асеева «Маяковский начинается» и Я.В. Смелякова «Строгая любовь»).