ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. - находящийся или идущий рядом) — композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ. Принято выделять несколько типов параллелизма.

Синтаксический параллелизм встречается чаще всего и заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Например:

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор. (А.А. Фет)

Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а порой и лексическое построение. Например:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой! (А.К. Толстой)

Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка. Например:

Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне! Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты - благодатная тайна моя. (А.А. Фет)

Кроме прямого, в поэзии встречается отрицательный параллелизм:

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, -
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.

Такая форма параллелизма часто встречается в фольклоре, хотя нередка она и в авторских стихах.