ОЧЕРК

ОЧЕРК — одна из разновидностей эпической литературы, находящаяся на соединении литературы художественной и литературы публицистической. Можно с полным правом говорить о том, что границы между очерком и другими прозаическими жанрами не только условны, но и достаточно подвижны, потому что он, сохраняя особенности образно-художественного отражения освещаемого материала, широко применяет различные средства словесно-художественной изобразительности, порой приближаясь к рассказу. Однако от повести и рассказа, которые, даже при всей своей непредсказуемости, отличаются изначально определенной заданностью, очерк сохраняет совершенно свободное построение (композицию), которое может быть организовано или автором, или заранее определенной тематикой и проблематикой. Традиционно различают очерк художественный и публицистическо-документальный, несмотря на то, что в нем могут быть широко представлены нравственно-психологические моменты в изображении конкретной исторической личности. Потому «обобщенные» или «неадресные» персонажи в классических произведениях Д.В. Григоровича, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.Г. Помяловского, В.А. Гиляровского, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Е.Я. Дороша, В.А. Солоухина, В.А. Чивилихина стали подлинным достоянием русской словесно-художественной культуры. Как жанр, очерк представлен самыми разнообразными композиционными разновидностями: очерками-мемуарами, очерками-биографиями, путевыми очерками, стихотворными очерками, «отрывками», «заметками», «записками», «набросками», зафиксированными в качестве напечатанного текста.