ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных. Как распространенный стилистический прием олицетворение встречается в фольклоре и во всех национальных литературах. Вот примеры из устного народного творчества:

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:
- Давай с тобой перегоняться.
Рак:
- Что ж, лиса, ну давай!
Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я давно уж жду тебя тут. («Лиса и рак»)

Или:

Уж вы, ветры мои, ветерочки,
Ваши тонки голосочки!
Вы не дуйте, ветры, на лесочки.
Не шатайте, ветры, в бору сосну!
Во бору ли сосенке стоять тошно,
Стоять тошно сосенке, невозможно...

Олицетворение встречается и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки - началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее - доля секунды. «Я!» - боль о бессилии. (М.М. Пришвин)

Примеры олицетворения в поэтических текстах:

Что, дремучий лес.
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?

Что Бова-силач
Заколдованный
С непокрытою
Головой в бою. Ты стоишь - поник,
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей-бурею? (А.В. Кольцов)

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью. (М.В. Исаковский)