ОДА

ОДА (от греч. - песня) — жанр лирической поэзии, особенную популярность завоевавший в литературе классицизма. Возникнув в Древней Греции, слово «ода» вначале не имело терминологического значения, а впоследствии главным образом стало обозначать написанную строфами хоровую песню торжественного характера, чаще всего в честь победителей в сражениях и на Олимпийских играх, которые воспринимались как воплощение силы и доблести всего народа. В римской литературе (к примеру, у Горация) ода становится лирическим стихотворением, прославляющим особ, приближенных к власти. Ода, как стихотворение, строится по своим законам и подчиняется своим правилам, которые в эпоху классицизма внятно определил Н. Буало. Она обязательно должна начинаться с запева; далее следует изложение причины или объекта (предмета) воспевания, сопровождаемое разнообразными эпизодами, лирическими отступлениями и так называемым «лирическим беспорядком», когда поэт перескакивает с одной темы или одного мотива на другое; завершается ода соответствующим торжественным окончанием. В русской поэзии многочисленные примеры подобного построения оды можно найти в произведениях М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина.

В XIX веке наблюдается постепенное отмирание оды в ее классическом виде, однако традиции высокой торжественности остаются в поэзии Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, С.Я. Надсона и др.

Элементы высокого одического пафоса встречаются и в поэзии XX столетия. Примером тому служат «Хвала человеку», «Город», «К счастливым» В.Я. Брюсова, «Ода революции» В.В. Маяковского, «Ода о рыбоводе» Э.Г. Багрицкого, «Ода университету» Г.А. Шенгели. Произведения в стиле одической торжественности встречаются в поэтическом творчестве А.А. Тарковского, Д.С. Самойлова, Р.И. Рождественского, Б.А. Чичибабина, Е.А Евтушенко и др.