НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ литературный (от фр. - мертвая природа) — словесное изображение различных неодушевленных предметов: утвари, плодов, срезанных цветов, съестного, атрибутов искусства. Как отдельное произведение под заглавием «натюрморт» в словесно-художественном творчестве встречается очень редко, однако натюрмортные вставки и вкрапления в текст широко распространены и в поэзии, и в прозе. Например, в стихотворении Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» читаем:

Я озреваю стол, - и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером
Там щука пестрая - прекрасны!

В качестве классического натюрморта в прозе можно привести знаменитое описание бюро Плюшкина из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: «Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которую хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов». Оригинальный образец «живого» натюрморта представляет собой стихотворение художника и поэта XX века П.А. Радимова «Блины»:

Кучу больших рогачей,
круторогих в обхвате, раздвинув,
Чапельник цепкий взяла баба:
пекутся блины;
В липовой кадке опара,
туда и ныряет половник;
Смазана маслом,
шипит жаркая сковорода.
Шлепнется тесто ноздристым,
прилипчивым комом в середку
И, разойдясь по краям,
круг весь займет на огне.
Полымя бок зарумянит,
а чапельник сунется в печку, -
Чтобы тот блин не сгорел,
вынуть его на шесток.
Нож с деревянною ручкой,
скользнувши под испод немедля,
Блин на весу обернет,
снова тот сунут на жар.
Вот и испекся. А вышел красавцем,
с двойною середкой.
Пышен, поджарист, румян, коркой,
как хворост, хрустит.
Целую стопку сложила в тарелку
таких же стряпуха,
После на стол подала к ним
из пера помазок,
В масло топленое в чашке его
обмакнуть не забыла.
Коли ты в гости пришел,
тут же садись и за стол.
Мажь, не жалеючи сдобы:
еда ведь на редкость какая!
Блин и другой закусив,
добрую бабу хвали.

(Чапельник - сковородник, укрепленная на рукояти железная лопаточка с крючком для захватывания сковороды).