МЕТОНИМИЯ (от греч. - переименование) — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; распространенный поэтический троп. Среди нескольких видов метонимии наиболее употребительными, по утверждению А.П. Квятков-ского, являются следующие:
Упоминание имени автора вместо названия его произведений:
Читал охотно Апулея, (вместо книгу Апулея «Золотой осел»)
А Цицерона не читал. (вместо речи или трактаты, или письма) (А.С. Пушкин)
Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается тот или иной автор:
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха (имеется в виду поэма римского поэта Публия Виргилия Марона) (А.С. Пушкин)
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик. (М.В. Ломоносов) (Н.А. Некрасов)
Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета:
Серые шлемы
с красной звездой
белой ораве
крикнули:
- стой! (В.В. Маяковский)
Перенесение свойств или действий одного предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются:
Шипенье пенистых бокалов. (вместо пенящегося вина в бокалах) (А.С. Пушкин)
Типы метонимии очень разнообразны. Редкий образец сложной метонимии встречается у А.А. Блока. Понятна она только тем, кто имеет представление о некоторых социально-бытовых приметах начала XX века:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели:
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
(«Желтые и синие» - вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» - вагоны 3-го класса. При помощи метонимии поэт охарактеризовал дорожное настроение пассажиров - богатых и бедных).