ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. - в, на; сцена) — переработка для театра, телеспектакля, радиопостановки недраматических произведений, обладающая лишь относительной художественной самостоятельностью, ориентированная на воспроизведение идейного содержания и основных моментов действия и стиля первоисточника. В России влиятельность и авторитетность инсценировки обрели после постановки в 1910 году В.И. Немировичем-Данченко «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского в Московском художественном театре. Нередко инсценировка создается писателем и обретает при этом форму пьесы (инсценировки М.А. Булгакова «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и «Войны и мира» Л.Н. Толстого; B.C. Розова «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова и «Брат Алеша» (другое название - «Мальчики») на основе романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Иногда прозаики инсценируют собственные произведения. Так появились пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных», В.И. Иванова «Бронепоезд 14-69», В.Г. Распутина «Живи и помни». В последние десятилетия широкое распространение получили режиссерские инсценировки (заметными явлениями театральной жизни стали работы Л.А. Додина по «Братьям и сестрам» Ф.А. Абрамова и «Бесам» Ф.М. Достоевского).
Инсценировкой именовалась также форма агитационного театра, распространенная в 1920-х годах, когда инсценировались суды и различные социально и идеологически значимые эпизоды исторических событий («Действо о Третьем Интернационале», «Суд над Врангелем» и т.п.). Такие инсценировки пронизаны повышенной эмоциональностью, условностью, гротеском.