ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ (от греч. - изображение, картинка, вид) — жанровая форма буколической поэзии в античном мире. Главными признаками стихотворной идиллии являются описания умиротворенных бытовых картин и пейзажей, безмятежной пастушеской жизни, простых, наивных и открытых характеров крестьян. Данный жанр возник как противопоставление тор жественной приподнятости одической поэзии и гимнов.

В русской поэзии идиллия в виде стилизаций под античные образцы появилась в XVIII-начале XIX века в творчестве А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.А. Жуковского, Н.И. Гнедича. Вот как звуча идиллические мотивы в стихотворении Н.И. Гнеди ча «Ласточка»:

Ласточка, ласточка, как я люблю
твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна
и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой
и кружись надо мною: М
ожет быть, сладкие песни и мне
напоешь ты на душу. <...>
Хату и пышный чертог избираешь ты,
вольная птица,
Домом себе; но ни хаты жилец,
ни чертога владыка
Дерзкой рукою не может
гнезда твоего прикоснуться,
Если он счастия дома с тобой
потерять не страшится
Счастье приносишь ты в дом,
где приют нетревожный находишь,
Божия птица, как набожный пахарь тебя называет <...>

В более позднее время идиллия, как поэтический жанр, встречается гораздо реже, хотя идиллические стихотворения находим у многих русских поэтов XX века, побывавших в Доме М.А. Волошина в Коктебеле, идиллии - большинство стихотворений П.А. Радимова, посвященных деревенской жизни России начала XX столетия. Ярким примером может служить его стихотворение «Деревня»:

Весенний день. Теплом ленивым парит,
Трава на солнцепеке зеленеет.
Работают в деревне. В кузне варят
Колеса под телегу. Дым, белея,
Струится в синь. Приятно в нос ударит
Здоровый запах дегтя. Пламенеет
Раздутый горн, и ароматы гари
Смешались с терпким, резким духом клея.
В пруде плескаются, взмахнув крылами,
Гусыни-гоготуньи с гусаками.
На выгон видно ясно и далеко:
Там бабы белый холст кладут рядами,
А на бугре, как вихрь, несутся скоком
Два стригунка с пушистыми хвостами.

Идиллическое настроение становится главенствующим в ряде стихотворений Н.А. Клюева, С.А. Есенина, А.А. Ганина, П.В. Орешина, И. Приблудного, Н.Н. Зарудина, П.С. Комарова, Н.М. Рубцова и др.

В прозе идиллическое - камерная область изображения безмятежной жизни, жизни прежде всего соизерцательной по своим истокам, жизни, наполненной тихим семейным счастьем и единением человека с природой. Идиллические ценности широко и мно-гопланово отображены классической русской прозой XIX века от незабвенной книги СТ. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» до «Обломова» И.А. Гончарова, «Войны и мира» Л.Н. Толстого и «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина, роман которого «Современная идиллия» представляет яркий образец гротесково-сатирического обыгрывания казалось бы однозначного по смыслу термина. Глубоко значимы идиллические представления о сути дарованной человеку жизни в творчестве писателей XX столетия - И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака, В.А. Солоухина.