ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления. При помощи гиперболы автор усиливает нужное впечатление, подчеркивает то, что он прославляет, а что высмеивает. Этот прием нередко встречается уже в фольклорных произведениях, в частности в русских былинах.

В отечественной литературе к гиперболе охотно прибегали А. Погорельский, О.М. Сомов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин. Гиперболизированы многие характеры персонажей Ф.М. Достоевского. Напротив, Л.Н. Толстой и поздний А.П. Чехов считали любое преувеличение ложью и старательно избегали его, хотя гиперболизация вовсе необязательно выходит за рамки правдоподобия. Но есть и преувеличения, изначально рассчитанные на нарушение меры, что особенно ярко демонстрируют произведения В.В. Маяковского. В поэтической речи гипербола часто переплетается с метафорой, олицетворением, сравнением и другими художественными средствами.