ГИМН

ГИМН (от греч. - хвала, восхваление) — торжественная песнь в честь богов, победителей, героев, позднее - в честь каких-нибудь событий. Обычно гимн строится как обращение к восхваляемому субъекту или объекту, где дается его описание, а также прославление подвигов; завершается в основном молитвой, заклинанием, пожеланием. Гимн всегда эмоционально насыщен, изобилует восклицательными и вопросительными оборотами и повторами. Древнейшие гимны носят культовый характер (шумеро-аккадские, древнеегипетские, древнеиндийские и древнеиудейские гимны). В эпоху античности гимн является родовым понятием для всех певшихся поэтических произведений, а также и видовым понятием - хвалебная песнь в исполнении хора под звуки кифары. Гимн прошел сложный и длинный путь развития от культового явления до светского. Поэтому и в новой европейской литературе обнаруживают себя две формы гимна - религиозная и светская.

В России дань гимну в связи с традицией переложения псалмов (псалом - древнейший жанр религиозной лирики, имеющий множество разновидностей: псалмы - хваления, благодарения, моления, прошения, сетования, путевые, паломнические и др.) отдали Симеон Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.М. Языков, Г.Р. Державин, Ф.Н. Глинка. Гимны религиозного и светского содержания сочиняли поэты XVIII-начала XX века: А.П. Сумароков («Гимн о премудрости Божией в солнце»), В.А. Жуковский («Гимн Богу»), И.И. Дмитриев («Гимн Всевышнему»), В.В. Капнист («Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества»), В.Я. Брюсов («Гимн Афродите»), К.Д. Бальмонт («Гимн огню» и «Гимн солнцу»). В истории поэзии известны случаи, когда гимнами назывались сатирические произведения. Таковы «Гимн бороде» М.В. Ломоносова, «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду» и «Гимн взятке» В.В. Маяковского.

Гимном называется также торжественная песнь, прославляющая национальное единство и мощь государства, ставшая вместе с государственным флагом и гербом важнейшим элементом державной символики.