ГЕРОЙ

ГЕРОЙ литературный — действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности. По степени и мере участия в ходе описываемых событий, по степени тождественности автору или авторской заинтересованности литературный герой может быть «главным» или «второстепенным». Впрочем, в «Золотой розе» К.Г. Паустовский удивительно точно подметил: «Случается, что второстепенный герой вытесняет остальных, сам становится главным, поворачивает весь ход повествования и ведет его за собой». Примером того могут служить образы капитана Тушина и Платона Каратаева в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. В связи с этим следует обратить внимание на широко распространенное понятие «главного героя». Чаще всего об этом сигнализируют заглавия произведения: «Борис Годунов», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Доктор Крупов» А.И. Герцена, «Антон Горемыка» Д.В. Григоровича, «Обломов» И.А. Гончарова, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Иванов» А.П. Чехова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Скутаревский» Л.М. Леонова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Иван», «Зося» В.О. Богомолова, «Сашка» В.Л. Кондратьева. Значительную роль в этом смысле играют и образные связи в произведении, о чем очень точно сказал М.М. Бахтин: «Когда дело идет об определении главного и второстепенного героев, то нужно решить, кто вплетается в чью судьбу; тот, в чью судьбу вплетаются другие персонажи, и есть главный герой». Персонаж может быть отличим от литературного героя по значению участия в происходящем действии.

В отечественной словесности не случайно появляется и понятие «антигероя» (весьма значимые примеры - Наполеон в «Войне и мире», Нехлюдов и его нравственная эволюция в «Воскресении» Л.Н. Толстого).

Литературный герой раскрывается исключительно в его характере и особенностях нравственного представления о «текущей» жизни, насыщенной переосмыслением прошлого и здравым осмыслением настоящего.