ДНЕВНИК

ДНЕВНИК - литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина). В русской литературе разработка жанра активно продолжается в XIX и XX столетиях, когда в форме дневника пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» И.В. Гоголя, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, «Записки юного врача» М.А. Булгакова, «Опавшие листья» и «Уединенное» В.В. Розанова, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина, «Ни дня без строчки» Ю.К. Олеши) или дневник непосредственно включается в ткань художественного текста («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, тетрадь Ипполита в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», документальные дневниковые записи в «Блокадной книге» A.M. Адамовича и Д.А. Гранина). Дневниковый характер носят многие лирические произведения М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др. Особняком в русской литературе стоит огромный по объему (свыше 12 000 стихов; для сравнения: в «Евгении Онегине» меньше 6000 стихов) «Дневник в стихах» Н.А. Оцупа, воспринятый современниками как своеобразнейший человеческий документ, обнажающий смятенные противоречия и разлад внутреннего мира конкретного человека, как повествование о жизни и смерти, о гибели и спасении. Часто дневник в качестве документального автобиографического свидетельства входит в широкий культурный контекст после кончины их автора (написанный в сибирской ссылке «Дневник» В.К. Кюхельбекера, подробнейший в деталях и оценках фактов литературной жизни «Дневник» цензора А.В. Никитенко, «Дневник 1867 года» А.Г. Достоевской, дневники Л.Н. Толстого, «Дневник Марии Башкирцевой», «Дневник» А.С. Суворина, дневники разных лет К.И. Чуковского, М.М. Пришвина, Вс.Вяч. Иванова).

Замечательный русский писатель Ю.М. Нагибин, решившийся при жизни опубликовать свои записи 1942-1986 годов, в книге «Дневник» очень точно заметил: «В слово "дневник" заложено понятие фиксации прожитых дней, он ведется изо дня в день. Конечно, возможны пропуски - по болезни, занятости автора или по другим причинам, но в принципе - это жизнь, прослеженная в днях, а не как Бог на душу положит, с пропусками порой в целый год. И непременно указывается дата каждой записи; четкая хронологическая последовательность фиксируемых событий и переживаний автора - непременное требование, предъявляемое к дневнику. <...> писал не по взятой на себя обязанности, а по эмоцио нальному велению. Мои записи - это прежде всег порыв к отдушине. Я хватался за свою тетрадь, ко гда чувствовал, что мне не хватает воздуха, и, чтобы не задохнуться, выплескивал переживание на страницы <...>». Об обращенности дневника к самому пишущему, о разговоре с самим собой - стихотворение Л.Н. Мартынова «Дневники»:

Не страшно ли,
Что дневники
Не днем ведутся, а ночами,
Когда мигают ночники
И ходят тени за плечами,
Напоминая, что от них
Не скроешься и за свечами.
Включив дневник,
Строча дневник,
Графленный лунными лучами.