ДЕТЕКТИВ

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления. Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

У истоков отечественного детектива стоял А.А. Шкля-ревский (1837-1870), которого не случайно называли «русским Габорио» - по имени знаменитого французского писателя Эмиля Габрио, одного из отцов детективного жанра, чьи произведения активно переводились на русский язык во второй половине XIX века. Соединив в своем творчестве достижения французских романистов-детективщиков с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, Шкляревский сумел выработать в многочисленных повестях и романах сюжетную и смысловую схему оригинальной русской разновидности детективного жанра - так называемого «уголовного романа». Дальнейшее утверждение детектива в России связано с псевдопереводной литературой (анонимный «Нат Пинкертон», «Месс-Менд» М.С. Шагинян), затем складывается особый тип советского детектива, представленный именами Л.Р. Шейнина, П.Ф. Нилина, Ю.П. Германа, А.Г. Адамова, братьями А.А. и Г.А. Вайнера-ми, Ю.С. Семенова. В постсоветское время были опубликованы многочисленные детективные произведения А.Б. Марининой, Д.В. Донцовой, Т.В. Устиновой, где сложившиеся традиции советского «милицейского» детектива мирно и любопытно сочетаются с элементами французского полицейского романа. Детектив является одним из популярнейших материалов для экранизации в кино и на телевидении. Примечательно, что на основе сценария многосерийного телефильма «Участок» А.И. Слаповский создал одноименный «русский народный детектив», обращаясь к которому зрители имеют возможность стать читателями, чтобы наглядно увидеть, как рождаются сюжеты и образы, воплощенные на экране: «То, что вы видели и что стало основой многосерийного фильма "Участок". То, чего вы не видели и что не вошло в фильм. То, чего вовсе не было и было написано после фильма».