ЦИКЛ, ЦИКЛИЗАЦИЯ

ЦИКЛ, ЦИКЛИЗАЦИЯ (от греч. - круг, колесо) — объединение нескольких художественных произведений, каждое из которых имеет самостоятельное значение, в единое целое жанровым, тематическим или содержательным замыслом; одним рассказчиком, исторической эпохой, местом действия. В мировой литературе циклы обнаруживают себя на всем протяжении ее развития («Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Еврейские мелодии» Дж. Г. Байрона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича; циклы драматических хроник У. Шекспира, «Театр революции» Р. Роллана и т.д.). Первые русские циклические образования встречаются в фольклоре - в былинах об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче, о Василии Буслаеве. Циклы, принадлежащие к лирике («Подражания Корану»), эпосу («Повести Белкина») и драме («Маленькие трагедии»), созданы А.С. Пушкиным. Цикличными по своей природе являются «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, очерки М. Горького «В Америке» и «Мои интервью», «Стихи о Прекрасной Даме», «Вольные мысли», «Кармен», «На поле Куликовом» А.А. Блока, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Реквием» А.А. Ахматовой, драматургическая трилогия М.Ф. Шатрова, посвященная В.И. Ленину («Шестое июля», «Тридцатое августа. Большевики», «Синие кони на красной траве»), «Часть речи» И.А. Бродского.

Циклы разделяются на авторские (к ним относятся те, состав и последовательность произведений в которых определена самим автором) и неавторские (собранные воедино редакторами - «Вечерние огни» А.А. Фета, или исследователями - «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева).