БАРОККО

БАРОККО (от порт. — жемчужина неправильной формы) — одно из направлений в искусстве и литературе XVII века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых европейских странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в XVIII столетии. Термин употребляется как для обозначения главенствующего стиля искусства или литературы, так и отдельных направлений и стилей. Понимание барокко в широком смысле дает возможность говорить не только о его художественных стилях, но и о философии и науке барокко, о «человеке барокко». При этом подразумеваются не только определенные внешние формы быта и культуры, но и «чувство природы», «барочный космизм» - проникновение в различные концепции художественного мышления, фантастики и т.д.

Барокко противоречиво и потому способно сочетать в себе чувственность и духовность, аскетизм и безудержное веселье, отвлеченную символику и натуралистичность, наивную простоту и сознательную усложненность. В барокко всегда ощутимо стремление к напряженному, неожиданному, поражающему воображение сочетанию идей и образов. Среди многочисленных признаков барокко выделяются вычурные сравнения, метафоры и гиперболы. Литература барокко, способствовавшая выработке реалистических средств художественного изображения, отличается энциклопедизмом, вбирает поражающий своей редкостью и экзотичностью внелитературный материал.

В России барокко начиналось с первых опытов виршевой поэзии, публицистики и проповеди XVII века. Оно связано с именами Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева. Обилие натуралистических подробностей позволяет говорить о приметах барокко в «Жизнеописании протопопа Аввакума». Второй период развития барокко в России связан прежде всего с переходом к новой системе стихосложения. О значительности и эстетической ценности наследия барокко свидетельствуют обращения к его художественным средствам в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, Г.Р. Державина.