АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч. - вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила) — поэтическое течение в литературе серебряного века, возникшее в начале 1910-х годов в среде молодых поэтов как своеобразная оппозиция символизму. Один из основоположников и главных теоретиков акмеизма Н.С. Гумилев писал в 1913 году в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли <...>, или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».

У истоков акмеизма стояла группа из шести поэтов разных индивидуальностей. В нее входили Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, В.И. Нарбут и М.А. Зенкевич. Ахматова любила повторять: «Седьмого акмеиста не было». Других поэтов, зачастую причисляемых к данному направлению, главным образом учеников и соратников Гумилева, следует считать поэтами акмеистической ориентации или младшими акмеистами. Среди них наиболее заметные фигуры - Г.В. Иванов, Г.В. Адамович, Н.А. Оцуп, И.В. Одоевцева.

Декларируемому мистицизму и туманности символизма акмеисты пытались противопоставить чувственное восприятие окружающего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла. Очевидное влияние акмеистских текстов и мироощущения испытали многие русские поэты XX столетия, в том числе и современные.