АНАФОРА

АНАФОРА, или единоначатие (от греч. - вынесение вверх) — стилистическая фигура (то есть словесный оборот, особый стилистический прием, придающий литературному языку и речи отдельных персонажей особую языковую и смысловую выразительность: «Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условные выражения» -А.С. Пушкин), состоящая в повторении самостоятельных отрезков речи, к которым относятся слова, полустишья, строки, строфы, фразы и т.д.

Встречается не только словесная («Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем...» М.Ю. Лермонтов; «Жди, когда наводят грусть // Желтые дожди, // Жди, когда снега метут, // Жди, когда жара, // Жди, когда других не ждут...» К.М. Симонов), но и звуковая анафора с повторением отдельных созвучий («Рдяны краски, // Воздух чист, // Вьется в пляске // Красный лист, - // Это осень, // Далей просинь, // Гулы сосен, // Веток свист....» М.А. Волошин), а также анафора синтаксическая («Ветки, темным балдахином свешивающиеся, // Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся, // Звезды, в ясном небе слабо вздрагивающие, // Штампы роз, свои цветы протягивающие...» В.Я. Брюсов). Кроме того, на анафоре может строиться и целое стихотворение. Ярчайшим примером тому служит знаменитое стихотворение А.А. Фета, предположительно созданное в начале 1880-х годов:

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы.
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы.
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.

сенсорная комната психологической разгрузки